Чтобы начать строительство собственного дома, недостаточно приобрести участок. Некоторым гражданам кажется, что, раз земля принадлежит им, они могут распоряжаться ею, как им заблагорассудится. Однако это совсем не так. Строительство или реконструкция на принадлежащем вам участке обязаны проводиться с соблюдением градостроительных, противопожарных и санитарных норм. Дом, который вы построите, должен служить долгие годы, быть красивым и безопасным для вас и ваших соседей. Поэтому прежде всего надо подготовить пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Получение разрешения у местной администрации
Выдача разрешения на строительство – прерогатива местной администрации того населенного пункта, на территории которого куплен участок. Заявителю необходимо написать заявление, к которому прилагается пакет документов, состоящий из:
- договора купли-продажи земли;
- паспорта участка;
- постановления местных органов власти о выделении участка земли для индивидуального строительства;
- генплана участка, предоставленного под застройку;
- акта, устанавливающего границы участка со схематическим указанием расположения дома.
На проверку бумаг отводится 10 дней с момента их подачи. Если владелец передумает строить дом и решит продать землю, разрешение на строительство остается в силе и будет действовать в течение всего срока, установленного разрешением.
Опытные люди рекомендуют доверить получение разрешения фирмам, которые специализируются на этом виде деятельности. Они профессионально подготовят весь пакет документов за один-два месяца и избавят вас от хождения по чиновничьим кабинетам. Но, с другой стороны, эту работу можно проделать и самому, если у вас есть достаточно времени и терпения.
Получение разрешения нужно для того, чтобы профильные органы могли проконтролировать, насколько дом соответствует архитектурным стандартам, нормам безопасности, надежности и экологичности.
Самовольное строительство
Владелец, решивший строить дом без разрешительных документов, в надежде узаконить его задним числом, очень сильно рискует. Он не сможет подключить строение к коммуникациям, а по решению суда строение и вовсе может быть снесено. Согласно положениям Гражданского кодекса России, незаконная постройка не может быть продана, ее придется реализовать по стоимости земли. Самострой невозможно зарегистрировать в БТИ, поэтому проживание в таком доме или его коммерческое использование становятся весьма проблематичными. Его нельзя также подарить или передать по наследству. В общем, такой дом становится чем-то вроде чемодана без ручки – выбросить жалко, а нести неудобно.
Какой бы ни была причина самовольного строительства – ошибка или преднамеренное игнорирование требований законодательства – оно может обойтись собственнику дорого.Самовольным строением можно назвать объект, имеющий хотя бы один из нижеприведенных признаков:
- отсутствие разрешения от местной администрации;
- нарушение санитарных норм;
- нарушение строительных норм.
Получить право на собственность незаконной постройки можно только через суд, и то не всегда, а только в случаях, когда строение соответствует санитарным, противопожарным и архитектурным нормам, не представляет угрозы для окружающих и не ущемляет интересы других лиц.
Оформление разрешения на строительство дома
После получения разрешения от местных властей собственнику участка потребуется еще ряд бумаг, дающих право на начало легального строительства, и прежде всего – проект жилого дома, по которому оно будет вестись. Здесь у хозяина участка есть выбор – строить по готовому проекту, разработанному организацией, имеющей разрешение на этот вид деятельности, или строить дом по собственному проекту. Первый путь – наиболее простой. Собственнику нужно всего-то взять в организации две заверенные копии – лицензии на проектирование и собственно проекта дома.
Если вы все-таки решили строиться по индивидуальному проекту, то вам понадобится другой пакет документов, в который входят:- ситуационный план, на котором фиксируется положение участка относительно других населенных пунктов и инженерных сетей, выполненный в масштабе 1:500;
- топосъемка участка, которая понадобится для получения кадастрового паспорта;
- генплан участка (1:1000);
- планы подвалов, этажей, кровли, фундамента, перекрытий, а также чертежи главного и бокового фасадов строения с указанием всех дверных и оконных проемов, разрезы и сечения фундамента (1:100);
- технико-экономические параметры и пояснительная записка;
- предварительная смета стоимости строительства;
- чертежи обеспечения инженерных подключений.
После проверки всех документов местный комитет по архитектуре выдает специальный акт, разрешающий строительство дома на данном участке.
Следующий шаг – получение строительного паспорта участка, который позволит узаконить ваш дом. Это целая папка документов, состоящая из:- разрешения на строительство от местной администрации;
- документа, подтверждающего право собственности гражданина на земельный участок;
- ситуационного плана, показывающего положение участка по отношению к окружающим населенным пунктам и коммуникациям;
- копии генплана;
- ТУ подключения к инженерным коммуникациям (со схемой подключения);
- поэтажных планов, фасадов и разрезов будущего дома;
- акта о натурном установлении границ участка с размещением на нем строений.
Проверка документации государственной экспертизой
После того, как паспорт и проект дома готовы, надо отправить все документы на проверку государственной экспертизой. Ее осуществляет специальная комиссия, которая проводит тщательную проверку бумаг на соответствие строительным нормам, ТУ, исходным данным, а также требованиям российского законодательства. Эта же комиссия будет принимать дом после окончания его строительства. В случае, если в содержании хотя бы одного документа будет обнаружено несоответствие стандартам, разрешение выдано не будет.
Только после вынесения положительного решения строительство на участке может быть начато. Один экземпляр документа выдается на руки заказчику, второй остается в архивах градостроительного ведомства. В заключение надо сказать, что разрешение на постройку дома действует в течение 3-х лет с момента его регистрации. Если за этот срок собственник не смог приступить к возведению здания, разрешение будет аннулировано, и всю процедуру придется проходить заново.